О том, как мы отправились на крымский полуостров всей семьей. Описание путешествия из Ярославля в Евпаторию. Чем запомнилась дорога: отели, еда, пробки и впечатления
Поездку в Крым мы запланировали на лето 2020-го. Весь год копили денежки, выбирали места, любовались крымскими пейзажами в интернете.
И вот наступил долгожданный август. Дача с её картошкой и огурцами остались позади. Перед отпуском предстояло основательно собраться. Время до старта по пальцам пересчитать. В течение года ведь это сделать нельзя :)
Буквально за неделю снарядили взрослых, детей и машину. Меньше всех вещей потребовалось мне: пара футболок, очки, шорты для купания и новые крымские кеды. Потом шёл длинный список нарядов для жены. Правда он поменьше, чем в предыдущем вояже. С запасом паковали детские вещи. Платья, панамы, купальники, подгузники, смеси, пелёнки, игрушки-развлекушки.
Аптечка пополнилась разными штуками от отравлений, пластырями, кремами от солнечных ожогов, средствами от головной боли.
Съестные припасы в дорогу уместились в один большой контейнер. Это были колбасные бутерброды, сыры, огурцы, помидоры, паштеты. Отдельно печенье и хлеб. Из фруктов бананы и яблоки. Несколько коробок сока и бутылки с питьевыми йогуртами. Сахар и соль. Три или четыре пятилитровки питьевой воды. Столовые приборы, кружки и тарелки.
Также взяли сумку холодильник для охлаждения питья на первое время. На второй день он использовался уже как контейнер для хранения.
Хотели взять для готовки мультиварку, но жена передумала.
Что еще взяли с собой в дорогу? Документы, телефоны, два ноутбука, пауэрбанк, подушки и матрац, средства гигиены. Возможно упустил что-то по мелочи, но основной список был такой.
Раз пять или шесть я поднимался в дом за вещами. Если все разложить на полянке, получился бы магазин на колёсах. Можно было набрать ещё, багажник позволял, но список нужных вещей в дорогу сказал остановиться.
Перед дальним путешествием надо обслужить верного железного коня. Поменял ремень ГРМ, масло в моторе, водяную помпу, поставил новое лобовое стекло, рычаги с шаровыми, передние стойки, прикупил новые колпаки на колеса и кожаную оплетку на руль. Вышло в копеечку, хоть и Лада Ларгус. Около тридцати тысяч для нашего колесного друга. Мы любим Ларика, а он платит нам взаимностью. На море с ним в пятый раз.
Прикупил транспондер. Такое устройство от Автодора для платных участков на М4. Скажу честно, проезжать с ним пункты оплаты мне понравилось. Экономия времени главный аргумент. Обзор приборчика читайте в блоге о покупках. Что, почём и впечатления. Вот ссылочка.
Из несостоявшихся покупок это видеорегистратор и радар-детектор. Просто потому, что с ними мы выбивались за рамки бюджета. А так с интересом бы попробовал эти гаджеты в деле на трассе.
Жилье забронировали в феврале. На 5 августа. Были планы после Крыма погостить в Благовещенке. Зря что-ли монетки бросали. Когда сложили все затраты, оказалось, что не потянем. Переносим на следующий год.
Итак, жилье. Мы выбрали в посёлке Поповка. Исходя из картинок пляжа и моря. Чтение отзывов, просмотр роликов и вот выбор сделан.
Какое жилье мы искали? В приоритете был однокомнатный или двухкомнатный номер с кухней. Обязательно с душем и санузлом. С ценой в пределах четырех тысяч. Долго выбирали, но все-таки нашли. Гостевой дом на улице Рыбалко ждал нас в гости через несколько месяцев. Стоимость проживания 3500 в сутки. Итого 38500 за 11 дней.
Выезд был намечен на второе августа, вечером. Выехали в 23.00. Заправка у татар со списанием бонусов. Полный бак. Вперёд.
Наш экипаж четыре человека: папа Саша, мама Марина, дочки Маша и Даша.
Навигатор проложил маршрут и оповестил, что расстояние от Ярославля до крымской Поповки 2000 км. На триста километров дальше, чем Благовещенка. Ого.
Яркие огни НПЗ и Ярославль остались позади. В свете фар замелькала трасса М8. Вскоре мои домочадцы заснули. Я крутил баранку.
Отрезок Ярославль - Москва прошел за три часа. МКАД за сорок минут. Далее на М4. Стандартный маршрут при движении с севера на юг. Когда построят кольцо ЦКАД, тогда можно будет опробовать новое направление, думал я. Без заезда на московскую кольцевую.
Сейчас, в феврале, когда я пишу эту заметку, на сайте Автодора уже есть тарифы на проезд по ЦКАД.
Постепенно московские края остались позади. А с ними и холодные ночи августа. На заправку иду в шортах. Дрез код - "мы на море".
В Липетцкой области начинаются подсолнуховые поля. Южные края как никак. В кадр попадает областная стела, на которой видны три фигуры. Одна из них символизирует сельское хозяйство, две другие - металлургию и речное судоходство.
Бескрайние желтые поля. Многие останавливаются вдоль трассы, чтобы запечатлеть себя на фоне символа солнца. Остановилась одна машина, чуть дальше вторая и так по цепочке. Фото в подсолнухах должно быть у каждого путешественника. Поэтому, как только в поле зрения попала свободная обочина, останавливаемся и мы.
Импровизированная фотосессия в разгаре. А я все думал, что в таких декорациях легко заблудиться. Куда идти? Как ориентироваться без шума машин? Хорошо, что в этот раз мы не стали проверять свои сусанинские навыки. Команда по-машинам, и едем дальше. Море, море, мир бездонный...
Тульская, Липетцкая, Воронежская области пролетели на одном дыхании. Пока ещё свои съестные припасы, поэтому общепит оставляем в стороне. Трасса тут отличная. Две полосы в обоих направлениях.
По дороге много достопримечательностей. Нужен компромисс между посмотреть и быстро доехать. Выбираем второе.
Хотя вариант "быстро доехать" это не про нас. После ночного переезда Ярославль - Тульская область, подстраиваемся под девчат. Остановки на ночлег. Завтрак, обед и ужин. Конечно же туалет. Все это дополнительное время в дороге. Но с другой стороны, тише едешь - дальше будешь.
Вот например, нужно заплестись.
И фото общее сделать.
Я еще отчетливо помню как мы стояли на подъезде к Лосево в Воронежской области. Сейчас построили объезд. Можно мчать во всю ивановскую. Разрешенная скорость на этом отрезке 130 км/ч.
Есть места для отдыха. Встречаются довольно часто. Штук пять или шесть я насчитал точно. Просторная парковка. Оборудованы столики, освещение и чистые туалеты.
За окном проносятся гладко выбритые земляные откосы. Трасса петляет. Тихо шелестят шины.
Первая остановка на ночлег в Ростовской области. Думали найти отель в Каменск-Шахтинском, в котором оказались около десяти вечера. Букинг предлагал лишь дорогие варианты. Свернули с трассы поискать вживую. Поплутали пару километров по городу. Но поиск не увенчался успехом. Поехали дальше.
Мост в Каменск-Шахтинском все еще на ремонте. Движение в две полосы. Слабая пробка. Ехали медленно.
Вдоль обочин подсветки на частных авто предлагают ночлег. Оставляем их позади. Нужен вариант посолиднее. Такой встречается рядом с очередной АЗС. Перед нами вывеска "Гостиница". Я пошел на разведку. Из доступных оказался двухместный номер за 2700 руб. Администратор был не сильно приветлив, на лице читалась мысль - "ездите тут".
Этой ночью я спал на полу на походном матраце. Остальное семейство на кровати. Места на четверых хватило вполне. Правда под утро девчонки оказались рядом со мной. Ночное перемещение.
Что сказать про гостиницу. Находится на 937 километре. Вроде так и называется, 937-й км. Рядом ЖД переезд. Просторная парковка на 50 авто. Магазинов поблизости нет. Только минимаркет на заправке.
Номер нам достался однокомнатный, со всеми удобствами, на первом этаже. Широкая кровать. Тумбочки, шкаф. Телевизор и чайник. Но главное был теплый душ.
А вот страница отеля на Островке. На портале отель называется Faraon 937.
Покидаем наш ростовский приют. Уминаем плотный завтрак и в путь.
Дальше дорога запомнилась небольшой поломкой. На Ларгусе закипел аккумулятор. Дотянули после трассы до станицы Кисляковская и там купили новый. Вышел непредвиденный расход в 6000 руб. Нас спас маленький автомагазинчик на центральной улице имени Котляровского. Старый АКБ пошел в зачет за 700 руб.
Да, еще, на этой же улице есть приветливое кафе, под названием "Быстро-вкусно". Именно там нам и подсказали про автомагазин. Но перед этим обед. Он подоспел быстро и был вкусен.
За окном замелькали станицы Краснодарского края: Ленинградская, Стародеревянковская, Каневская, Брюховецкая. В это раз не стали объезжать пробку через станицы. Мы шли на Тимашевск. В пробку угодили, но толкались не долго. Вскоре выехали на Славянск. В город приехали около восьми вечера. В этот день прошли расстояние в 420 км: от 937-го километра до Славянска. Это меньше, чем я планировал. По плану вторую ночь мы должны были провести в Керчи. Но до нее было еще 160 км. Поэтому решили остановиться на ночь засветло. И с утра пройти третий отрезок в 430 км: Славянск-Поповка.
Марина забронировала 4-х местный номер за 2200 руб. На улице Строителей, 23. Недалеко от центральной улицы. Спустились с моста и повернули налево. Дальше по частному сектору. Постояли на ЖД пеерезде. По навигатору отыскали нужным дом. Хлебом солью нас не встречали. На пороге появилась девушка, назовем ее администратор. Она сказала, что номер у них есть, но он двухместный. И поскольку мы вчетвером, то нам лучше доехать до другого гостевого дома, что на соседней улице Промышленная. В нем более комфортный номер. Как я понял дом принадлежал им же. Нас встретил приветливый молодой человек. Показал номер. В нем было четыре кровати, несколько тумбочек и пара стульев. Кухня и душ на этаже. Для ночлега нормальный вариант. По сути это был двухэтажный коттедж.
Мы расплатились переводом на карту. Перенесли из машины все необходимое для ужина. Сходили в соседний Магнит за продуктами. Поели и легли спать.
Внутри домика было чисто. Видно, что сделан недавно. Я его даже на гугло картах не нашел.
На утро, перед отъездом, нас встретил тот же молодой человек и вернул 200 руб. Что-то вроде скидки.
В итоге об этом месте осталось положительное впечатление. В следующий раз можно будет сюда заехать.
Далее маршрут был такой: Анастасиевская - Курчанская - Темрюк - Голубицкая и через Сенной на Тамань.
За окном показалась полоска Азовского моря.
В Тамани мы оказались второй раз. Не случайно. Нашей целью было посетить казачий комплекс "Атамань". А еще заправиться до полного бака на Роснефти по нормальной цене. Новая заправка Лукойла перед Крымским мостом последняя. И цены на топливо на ней несколько выше.
Вскоре показались знакомые пейзажи: винный завод "Шато-Тамань", Фанагорийская крепость. Мы свернули на улицу Победы и заехали на заправку. Там оказалось пять колонок и ларек с кассой. Машин было много.
Вернулись по той же улице немного назад. Встретили памятник "Первым механизаторам Тамани". А еще чуть дальше, на перекрестке с улицей Беликова, увидели столовую "Солнышко". В ней и отобедали.
Проезжая через центр станицы, я вспомнил, что надо снять налички. В Тамани банкомат Сбербанка находится на улице Пушкина на автостанции.
Окольными путями добираемся до Атамани.
Честно, я был поражен. Такая красотища вокруг. Только успевай щелкать камерой телефона.
Стоимость входных билетов в казачью деревню летом 2020 была такой: взрослый 250 руб., дети до семи лет бесплатно. Мы заплатили 500 руб. Это без экскурсовода. Комплексный билет, в который входят экскурсия и мастер-классы стоит 400 руб.
Столько простора вокруг. Колонки играли звонкие казачьи песни, так что Мария пустилась в пляс. Для детишек тут много интересных инсталяций.
Баба-Яга живет не только в Кукобое. На Тамани у нее есть избушка на курьих ножках.
Мы не упустили шанс "потрогать" соленой воды и спустились к Таманскому заливу. Вниз вели сто тринадцать ступенек. Вот они, каменистая набережная и шумные волны. Море рядом.
Шел третий день нашего путешествия. После Тамани мы выехали на шоссе, ведущее на Крымский мост, и далее на трассу Таврида. Проезжая арку знаменитого моста, никак не хотелось верить, что мы смогли достигнуть нашей цели.
Вскоре в стороне осталась отворотка на Керчь. Мы оказались на Тавриде. Много слухов ходит про эту трассу. Нам она запомнилась своей шумностью и большими скоростями, спусками и подъемами, просторными зонами для отдыха и ровным покрытием.
Из мелочей: прерывистая разделительная все время казалась сплошной. Почему так? Об этом нам поведал администратор одной из парковок для отдыха. Оказывается, когда строили трассу, встречные потоки сначала шли по одной половине дороги: между ними была сплошная. Затем, когда открыли вторую половину, на первой нанесли прерывистую разметку.
А еще нам продали вкусные персики, поведали какой лук самый вкусный, а какой лучше обходить стороной, рассказали, что заправляться, где на трассе можно заправиться. Небольшой ликбез для зеленых туристов.
Поездка на машине с детьми полна неожиданностей. Помимо кучи вещей, нужно прихватить с собой еще терпение и позитивное мышление. На несколько дней домашняя обстановка сменяется на дорожную. Юным пассажирам не всегда легко приспособиться. Тут главное сплоченность экипажа и взаимовыручка. От этого во многом зависит комфорт путешествия. Всегда удивлялся тем, кто говорит, что их детки спали всю дорогу. Вот бы нам так :)
В остальном только плюсы. Мы же уже планируем следующий вояж на берег Черного моря.
Под самый вечер нашли гостевой дом. Расположились. А следующим утром мы отправились на море!
Наши крымские каникулы 2020 начались. Скоро будут новые заметки.
Отличных путешествий вам друзья!