Время летит быстро, и уже давно не осталось в живых свидетелей рождения того самого первого автомобиля, который получил имя ГАЗ. Первое дитя было неуклюже и неказисто. Кабина, кузов и даже подножки автомашины были сделаны из дерева, фары гордо возвышались на подставках, а крыло представляло собой обычный кусок железа, которому попытались придать нужную форму. Никто и ничто не должно быть забыто, поэтому ветераны завода ГАЗ предложили создать музей истории завода, и такой музей был открыт в октябре 1965 года.
Музей занял здание Учебного центра ОАО "ГАЗ": на первом этаже представлена выставка автомобилей, а на втором в документах и фотографиях рассказывается история завода.
Коллекция автомобилей поистине уникальна, трудно представить — сколько труда вложили энтузиасты, чтобы собрать машины из разных эпох нашей страны. В документах, которые бережно хранит музей, можно узнать все о жизни автозаводцев, и это не только заводская жизнь, но и праздники, и будни рабочей семьи. Как бы там ни было, но музей — это первая и, пожалуй, главная составляющая общественного мнения о компании. И работники музея это отлично понимают.
Особый интерес вызывают у посетителей именно автомобили, по их внешнему виду легко догадаться о том, что машина находится в прекрасном рабочем состоянии и готова тронуться с места. В музее интересно: кто-то внимательно слушает лекцию экскурсовода, а кто-то бродит по залу самостоятельно, норовя потрогать рукой экспонаты и мечтая немедленно отправиться в путешествие, ну хотя бы по городу. Виртуальная карта Новгорода расскажет обо всем, что можно увидеть и как туда добраться.
Не все дни заводской жизни были радостными и светлыми, много и трагедий видели это стены. Планировали отправить на 17-ю партийную конференцию в Москву 25 автомашин, но 10 машин не смогли тронуться с места, так и остались стоять на дефектной площадке, покрытые пушистым снежком. А остальные благополучно добрались и гордо въехали в ворота Кремля. Депутат Лысенко В.П. вручил автомобили в подарок партийной конференции. Где работали эти первые грузовики, узнать невозможно. Но судьба одного из них все-таки известна — он стоит на главной проходной автомобильного завода в Нижнем Новгороде. Теперь это непросто памятник, а память о тех надежных машинах, которые помогли людям в тяжелые годы индустриализации и войны.
Сталина очень интересовала работа автозавода в Нижнем Новгороде, и он справедливо считал, что это настоящая техническая революция, которой суждено сыграть огромную роль в экономике страны. Он мечтал о том времени, когда рабочий сядет за руль автомобиля, а колхозник будет легко управляться с трактором. Конечно, его мечты были очень наивны и капиталисты не уступили своего первого места в области автомобилестроения. Но в те годы это был хороший рывок для СССР, ему не нужны были эти соревнования и сравнения: завод просто развивался и шел вперед.
Иногда приходилось отступать от намеченного пути, не всегда выполнялись плановые задания. Больше половины рабочих пришли на завод из деревни, о простой грамотности можно было только мечтать, а ведь им приходилось иметь дело со сложной техникой. Далеко не все смогли выдержать профессиональную и психологическую нагрузку на заводе. Сейчас невозможно представить, что сборщик цеха носил обычные лапти, а между тем так и было.
В суровые времена советские инженеры не опускали планку и продолжали совершенствовать новые модели. Во время тяжелого для всей страны голода и неурожая в 1931-1932 концерн ГАЗ смог полностью переориентироваться на отечественные детали и отказаться от иностранного импорта. Это были первые достижения такого уровня. Но на этом разработчики не останавливались и постоянно проверяли изделие на прочность, подвергая его различным испытаниям. Модель ГАЗ-АА проверили на выносливость весьма нестандартным по тем временам способом. На этом автомобиле был совершен автопробег по всей России. Всего в рейс вышли десять автомобилей, и все они достойно прошли испытание, так как во время дороги наблюдались лишь незначительные поломки. Именно с этими машинами был связан подъем всей отрасли.
За пятилетку объемы выпуска были увеличены в сотни раз. Эта модель не раз выручала советский народ, в военные годы именно на нее пришлись все основные тяготы. Она ни разу не подводила водителей, какая бы нагрузка на нее ни приходилась. Эта модель обладала колоссальными характеристиками: объем двигателя – 3,3 литра, а предельная скорость – 70 км/ч.
Неудивительно, что конструкторы и разработчики были удостоены государственных наград. Сам автомобиль и в наше время служит своеобразным символом выносливости. Памятники этой модели можно встретить практически во всех городах нашей страны, но главный из них находится в Нижнем Новгороде, возле входа на территорию концерна.
Во всем СССР первым автомобилем, который подвергался сборке на конвейере, был ГАЗ-А. Он выпускался в довоенные годы и, по сути, представлял собой некую копию Ford A. Производство авто было полностью лицензировано, с американцами были заключены все необходимые договоры. Благодаря такой колоссальной подготовке первый экземпляр удалось выпустить в 1932 году. Всего на концерне собрано около сорока тысяч таких автомобилей, которые очень пришлись по душе советским гражданам.
В годы войны модель использовалась для выполнения армейских задач. Но с 1936 года ее эксплуатацию запретили по неизвестным причинам. При разработке модели инженеры практически полностью изменили все стандарты. Большинство механизмов, находящихся в автомобиле, были усилены. В то время модель ГАЗ А была одной из передовых разработок.
Первым отечественным внедорожником оказалась модель ГАЗ 69. Он был выпущен уже после войны, а его разработка началась в 1946 году. Модель выпускалась в двух вариантах. Наиболее популярной была двухдверная сборка. Однако ее аналог – четырехдверная модель – обладал более удобным сидением, расположенным сзади. Крыша автомобиля была выполнена из брезента. Все испытания на этапе разработки модель прошла на отлично, поэтому вскоре автомобиль был запущен в серийное производство.
Машина приобрела широкую популярность среди военных благодаря своей неприхотливости к условиям использования и высокой проходимости. За все время своего выпуска модель постоянно улучшалась конструкторами, причем улучшения каждый раз происходили на основе советских технологий. Постепенно на базе этого автомобиля разрабатывалось много различных вариаций армейской и сельскохозяйственной техники. Слава об этом автомобиле распространилась далеко за пределами СССР, и со временем многие страны тоже начали выпуск таких автомобилей.
Дизайн всех автомобилей ГАЗ разрабатывался в Советском Союзе. Он абсолютно соответствовал стилю советского человека. В убранстве автомобиля не было никаких излишеств, только самые необходимые вещи. Кузов автомобиля был выполнен из металла, а крыша чаще всего из брезента.
Одним из самых выдающихся автомобилей концерна ГАЗ стал автомобиль под названием «Победа», или же ГАЗ М. Эта модель разрабатывалась на основе новейших технологий, что позволило создать превосходную аэродинамику. Именно в машинах этой сборки впервые была применена электроника. В этом автомобили даже предусматривались такие функции, как печка и обдув стекла, это был поистине элитный автомобиль. До наших дней дошло совсем немного таких авто, но владельцы тех машин, которые сохранились, бережно хранят их для потомков.
Выпуск этой модели начался практически сразу после победы, в 1947 году. Во время выпуска модель неоднократно пересматривали и улучшали. Однако в машине все же оставалось несколько существенных недостатков, из-за них выпуск всей серии был приостановлен. Всего было выпущено две серии. Во второй раз конструкторы кардинально изменили карбюратор и в несколько раз усилили кузов.
Один из самых известных автомобилей представительского класса в Советском Союзе был ГАЗ-12. Он выпускался в течение девяти лет. Первый экземпляр сошел с конвейера в 1950 году. Его выпуск осуществлялся на заводе имени Молотова, поэтому автомобиль получил своеобразную аббревиатуру ГАЗ 12 ЗИМ. Специально для этой модели была разработана уникальная коробка передач. Капот также был уникальный, его главное достоинство заключалось в том, что открыть его можно было в любую сторону. Автомобиль был рассчитан на большое количество пассажиров, отделка полностью соответствовала уровню. Он также обладал достаточно богатой по тем временам комплектацией.
Одним из самых известных автомобилей среднего класса, разработанных в СССР и дошедших до наших времен, является «Волга». ГАЗ 24 – уникальный автомобиль, он был своеобразной мечтой советского человека. Модельный ряд этих автомобилей постоянно усовершенствовался, но их выпуск не прекращался в течение 23 лет. Этот автомобиль был создан благодаря влиянию американского концерна, так как конструкторы после выставки промышленности Соединенных Штатов в Москве вдохновились для создания этой модели. Во время зарисовки эскизов дизайнеры разрабатывали несколько потенциальных вариантов. Спор заключался именно в количестве необходимых фар. Но в итоге выбор пал все же на модель, в которой было предусмотрено две фары. Эти автомобили не раз становились победителями различных выставок и завоевали любовь миллионов людей по всему миру.